Подогрев руля на Skoda Octavia A5 своими руками

Размещаю отчет об установке подогрева руля на Octavia A5, которым поделился Шкодовод.
Автор отчета Sana-59 forum.skoda-club.ru/
Ссылка для скачивания файла в формате pdf вот тут >>

«На автомобиле Skoda Octavia не предусмотрена опция обогрева руля ни в одной из комплектаций. Этот отчет служит практическим примером того, как можно своими руками собрать и подключить обогрев руля. Предлагаемое решение не претендует на роль идеального и единственно верного, но оно проверено 3-й летней эксплуатацией на моем прежнем автомобиле Mazda 3.

Что потребуется?

Медный лакированный провод 0,15 — 0,25мм. Я использовал катушку трансформатора ТВК110 от старого лампового телевизора. Цена — бесплатно.

Морозостойкий шлейф длиной 1 м и не шире 15 мм. Я использовал шлейф Nicomatic 127PW08D FFC, который используют владельцы Рено Меган для ремонта своих рулей. Мне с трудом удалось найти эту шутковину в продаже, поэтому телефоны продавца привожу на фото. Цена – 813 руб.

Нефиксируемая кнопка парктроника с подсветкой и индикатором включения VAG 1Z0 919 281 BREH (840руб) + разъем для кнопки VAG 4D0 971 636 B (379руб) + пины VAG N 907 647 01 (6шт, 78руб).

Реле 23.3777 для задних противотуманных фонарей ВАЗ. Цена – 160 руб.
Провода автомобильные разные (бесплатно) + предохранитель на 7,5 А (45 руб).

Лента из ткани черная клейкая, для внутренней проводки, в салоне VAG 000 979 950. Цена – 325 руб.

ИТОГО стоимость необходимых запчастей – 2640 руб

Схема подключения.

Схема подключения обогревателя руля приведена ниже. На вход 1 реле подается постоянный плюс,
например с прикуривателя, а на вход 6 реле плюс подается обязательно с отключаемого питания. Такая схема
обеспечит защиту аккумулятора от разряда – когда отключится зажигание, триггер отключит реле и
соответственно обесточит обогреватель.

Подготовительный этап. Снятие руля и контактного кольца.

Демонтаж руля выполнить не сложно, необходимо иметь инструмент и знать порядок разборки. Например, в этом видео показано, как снять руль.
Перед снятием руля не забываем установить передние колеса прямолинейно!

Видео как снять руль на автомобиле Шкода

После снятия руля, отщелкиваем верхний кожух рулевой колонки, откручиваем 3 самореза нижнего кожуха и снимаем его. Далее откручиваем саморезы и снимаем «улитку»(контактное кольцо руля).

1-й этап. Монтаж нагревательного элемента.
Снимаем кожаную оплетку руля, для этого в одном месте аккуратно разрезаем центральную нить и выдергиваем ее по всему ободу руля. Боковые нити оплетки не трогаем!


Кнопки мультируля и их основание тоже демонтируем.

Полностью снимаем кожаную оплетку с верхней части руля, оплетку снизу спиц оставляем приклеенной. Это облегчит обратный монтаж.


В качестве нагревательного элемента я использовал, как писал выше, медный лакированный провод диаметром 0,15мм от трансформатора ТВК110 от старого лампового телевизора. Предварительно я посчитал, сколько метров провода понадобится, и какой ток будет течь через этот провод.

Методика расчета несложная:

1. Замерить длину окружности вокруг ободка руля, у меня получилось 104мм.
2. Выполнить разметку шага намотки по всему ободу руля, я брал с шагом 8мм, на спицах руля разметку не наносим.
3. Измерить и посчитать сопротивление 1 м провода, это значение понадобится для дальнейших расчетов. Я измерил сопротивление провода на куске в 3 метра и поделил его на 3, получилось 0,27 Ом на 1 метр.
4. Считаем общую длину провода, который понадобится для намотки, по формуле длина_одного_витка * кол_витков, у меня получилось примерно 12 метров (см.фото ниже).
5. Считаем сопротивление провода, у меня получилось 0,27 Ом * 12м = 3,24 Ом.
6. Вычисляем по закону Ома силу тока и электрическую мощность, у меня получилось 4,4 A и 63,36 Вт.

Приступаем к намотке провода, стараясь наматывать его с ровным шагом.

Нагревательный провод вывел и завел прямо через мягкий материал руля. Сопротивление провода получилось 3,7 Ом, чуть больше расчетного.

Приступаем к монтажу кожаной оплетки. Толстой синтетической нитью сшиваем разрез. Не забываем наносить клей на обод руля в процессе натягивания оплетки.

На готовом руле пропечатывается и прощупывается медный провод, поверхность руля стала слегка рифленой. На мой взгляд, это даже приятно на ощупь. 🙂

2-й этап. Монтаж дополнительного шлейфа.

Так как в существующем шлейфе не оказалось свободных дорожек, пришлось установить в контактное кольцо дополнительный шлейф Nicomatic 127PW08D FFC.

Аккуратно снимаем верхнюю крышку

Существующий шлейф легко демонтируется из посадочных мест. Воспользуемся этим, чтобы установить дополнительный шлейф без полного демонтажа существующего шлейфа. Необходимо прокрутить кольцо так, чтобы освободить центральный конец шлейфа.

Дополнительный шлейф имеет 8 дорожек – задействуем по 4 дорожки для плюса и минуса электропитания обогревателя.

Вставляем начало дополнительного шлейфа с проводами в центральное гнездо кольца и аккуратно прокручивая кольцо доводим дополнительный шлейф до вывода из кольца.

Обрезаем дополнительный шлейф по месту и распаиваем его дорожки, аналогично противоположному концу.

В крышке контактного кольца сверлим 2 отверстия диаметром, равным диаметру используемых проводов.

На завершающем этапе устанавливаем крышку кольца на место и проверяем работу шлейфов, вращая кольцо по часовой стрелке и в противоположную сторону. В каждую из сторон должно быть по 2,5 оборота.

По окончании тестирования не забудьте установить кольцо в средней точке вращения.

Руль и контактное кольцо руля устанавливаются на место в обратном порядке. Не забудьте про совмещение меток при установке руля. В случае если на крепежном болте руля фиксирующее покрытие пришло в негодность, можно намотать на болт сантехническую ленту фум, после чего затянуть болт.

3-й этап. Монтаж схемы управления.

Все детали схемы управления обогревателем я разместил в нише за блоком управления климатической установки, места хватило с избытком. Чтобы открыть нишу, необходимо поддеть плоской отверткой и отщелкнуть декоративную накладку вокруг климата и магнитолы. Откручиваем 4 самореза климат-контроля и вынимаем его. Все соединения проводов на реле под пайку, так как мне не удалось найти контактной колодки для реле 23.3777.

Постоянный плюс и минус электропитания я взял от прикуривателя, пришлось повозиться, чтобы демонтировать его. Вот ссылка на инструкцию по снятию прикуривателя https://www.drive2.ru/l/7752271/. Чтобы было легче вести провода от прикуривателя, при желании можно демонтировать пепельницу.
Отключаемый плюс для питания 6-го контакта реле пришлось вести от блока предохранителей, потому что в центральной консоли не нашлось отключаемого плюса ни на магнитоле, ни на блоке управления климат-контролем. Позднее планирую постоянный плюс питания и минус привести к реле тоже из блока предохранителей. В блоке много пустых посадочных мест, можно установить нормальный предохранитель.
Провода под обжимку для кнопки управления обогревателем не следует брать слишком толстыми, они не войдут в соединительный разъем. Максимальная толщина провода, вместе с изоляцией должна быть около 1-1,5 мм.
Реле 23.3777 можно зафиксировать стяжкой на металлическом кронштейне, а провода обматываем тканевой изолентой и аккуратно укладываем, чтобы они не касались стенок и в дальнейшем не издавали посторонних звуков.

Соединяем питающие провода с проводами обогревателя под рулевой колонкой, я их соединил при помощи 2-х коннекторов WAGO


Перед окончательной сборкой делаем контрольные замеры силы тока при заведенном двигателе – получилось 3,64 А, практически на 0,8 А меньше расчетного значения.

На последнем фото в центре светится кнопка, сигнализирующая о включенном обогревателе руля. Возможно, позднее я ее отдам на нанесение пиктограммы руля https://www.drive2.ru/b/2570900/#comments.
А пока же я грею руки о теплый руль, пока моя машина прогревается в движении. Руль становится от ледяного до очень теплого в течение 3-7 минут, в зависимости от температуры окружающего воздуха на улице, чего не скажешь про салон автомобиля Skoda Octavia A5 с двигателем 1,4TSI . Но это уже другая история, которую я планирую решить…»(с)

Полезные ссылки по теме:

— mazda3.ru/board/topic/104095-delaem-obogrev-rulia/ — проверенное решение, которое меня вдохновило установить обогрев руля сначала на Mazda 3, а теперь и на Octavia.
— skoda-club.org.ua/forum/showthread.php?tid=59634&page=8 – обогрев руля на Skoda Octavia с украинского форума.

13 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *